Не вызывает сомнений, что язык тела в этом деле фактор немаловажный. Наш житейский опыт свидетельствует о том, что есть немало хороших певцов, актеров и танцоров, но лишь немногие из них становятся звездами. Значит, и удача играет свою роль. Надо оказаться в нужный момент в нужном месте. И все же основа всего – владение языком тела.
Дать харизме четкое определение сложно, и все же, по всей видимости, это такие качества человека, которые придают ему способность приковывать к себе взгляды, заставлять людей подчиняться и вознестись в сознании масс на недосягаемую высоту. Харизма обычно присуща лидерам (как политическим, так и прочим), звездам шоу-бизнеса и спорта. Однако в определенной степени она присуща и многим из тех, кого вы встречаете в повседневной жизни. Старик «со странностями», заправляющий пабом и покрикивающий на посетителей, обладает харизмой. Есть она и у капитана школьной футбольной команды, в которого влюблены все девчонки четвертых классов. Есть у машиниста в поезде, общающегося с пассажирами через репродуктор и желающего им удачи и счастливого пути.
Что касается языка тела, то для харизматических личностей в большей степени характерна доминирующая позиция. Звезды (даже маленькие звездочки повседневности) чувствуют силу своего взгляда и свое преимущество при взаимном взгляде в глаза, то есть при зрительном контакте. Для некоторых звезд зрительный контакт – самый важный аспект языка тела. Они и сами любят смотреть, но особенно любят, когда смотрят на них. В лучах человеческих взглядов они буквально расцветают. Они питаются этими лучами и ими дышат. Они осматривают свою аудиторию и пользуются упреждающим зрительным сканированием, пробиваясь через толпу собственных фанатов.
Звезды много и охотно улыбаются. Их мимика динамична и выразительна. Впрочем, иногда, - что присуще, в частности, некоторым поп-исполнителям, - выражение их лица зловеще, брови сдвинуты, а рот кровожаден.
Типичным для звезд движением головы является взмах подбородком, который часто можно наблюдать в вокальных паузах или при аплодисментах публики. Поскольку многие из них носят длинные волосы, жест получается весьма живописным. В исполнении идолов тинэйджеров одного этого взмаха головой бывает достаточно, чтобы вызвать бурю восторга, что под силу и многим движениям тела звезд. Голова часто остается запрокинутой назад, что дает возможность зрителю вволю насладиться обликом кумира.
Важны для звезды и жесты. Они должны быть открытыми, и ладони часто вздымаются вверх, что в сочетании с распахнутыми объятиями демонстрирует готовность обнять всю аудиторию. Обращенные вверх или вперед ладони, а также почти полное отсутствие в арсенале звезд защитных жестов приглашают публику к взаимодействию. Функция приемников энергии может превращать такие жесты в пассивные, и аплодисменты могут последовать только тогда, когда последует сигнал в виде раскрытых ладоней. Жесты нередко обращены на самого исполнителя, когда он поправляет волосы или одежду, снимает с одежды ворсинки, и порой бывают до неприличия двусмысленными.
Осанка обычно прямая, корпус слегка наклонен вперед. Очень часто одна рука оказывается вытянутой вперед раскрытой ладонью вверх, а вторая покоится на бедре. Звезды стремятся соблюдать дистанцию, а как исключение ограничиваются проходом через толпу поклонников, хотя крупный план телетрансляций создает иллюзию близости звезды к зрителям. Ориентация, как правило, прямая, что, по-видимому, отражает старую театральную (как, впрочем, и учительскую) традицию никогда не поворачиваться к публике спиной. В условиях же телевизионного ток-шоу ориентация может быть иной, а поза расслабленной, что является следствием усилий организаторов создать максимально непринужденную атмосферу беседы, в которой звезда рассказала бы что-то такое, чего в иных обстоятельствах вытянуть из нее было бы невозможно.
Прикосновения и другие виды физического контакта редки. Звезда – это человек, которого лицезреют, но руками не трогают. Отчасти невозможностью дотронуться до идола объясняются отчаянные попытки фанатов вытянуть руки больше, чем это предусмотрено природой, и любыми способами пробиться поближе к сцене.
Внешность звезды почти всегда либо очень привлекательная, либо в высшей степени необычная. Если бы звезды выглядели как бухгалтеры-аудиторы или продавцы магазина, то чрезвычайно затруднили бы нашу задачу видеть в них чуть ли не небожителей. Потому звезды часто пользуются экзотическим макияжем, а их наряды, с одной стороны, живописны, а с другой – безусловно, модны.
Использование фактора времени и синхронизация общения отличаются общим доминантным стилем и пренебрежением такой категорией, как такт. Они много и быстро говорят в придыхательной манере так называемого «среднеатлантического» выговора. Их особенно интересует тема собственной судьбы и собственного успеха.
Картина, безусловно, страдает стереотипностью и рисует в целом малопривлекательный портрет звезды. Звезды – по определению индивидуалисты. Они должны быть вещью в себе, что и отличает их от других людей. Об этом необходимо помнить. Нам же остается только понаблюдать и выявить те аспекты языка тела, которые сопутствуют «звездности». Пытаться перенимать манеры звезды в надежде, что это поможет стать звездой, бессмысленно.