Этот смутный объект желания, или Служили два влагалища

В Новосибирске прошла выставка гениталий женского пола, но не простых, а тоталитарных, которая, кстати, так и называлась "Тоталитарные п...ы". Понятно, что устроить подобное шокирующее ухо и глаз обывателя зрелище мог только ультрарадикально настроенный художественный элемент, роль которого в нашем городе исправно исполняет Вячеслав Мизин. Видимо, опасаясь излишне громкой славы, которая бы обязательно пришла, работай выставка подольше и попубличнее, Слава надежно спрятал ее в подземелье на Коммунистичекой, отведя ей судьбу бабочки-однодневки. Впрочем держатели выставочных залов не очень то и стремились заполучить себе диво дивное, явленное миру злым гением Мизина. Почти все они отказались демонстрировать неосовременное искусство на своих экспозиционных площадях, хватаясь за голову и начиная лечить и так душевно здорового Мизина историями о том, как тяжело жить и что нельзя подобное выставлять на всеобщее обозрение. Выставка нашла пристанище в мастерской Андрея Чернова и Сергея Гребенникова, признанных недавно сложившимися мастерами графического жанра.

Это вторая по счету выставка Вячеслава Мизина, устроенная в рамках проекта "WORLD FUCKEN TOTALITARY TOUR'96", разработанного в процессе общения и переписки с одним из лидеров словацкого художественного объединения "Neue Sloweniche Kunst" Любодрагом Иличем. Экспозиция состоит из нескольких фотографических объектов, развешанных в ряд на газетном фоне мз "Культуры", "Литературной газеты" и "Новой Сибири". Каждый отдельный объект представляет из себя визуальное противопоставление двух идейных начал - генитального и тоталитарного. По словам автора парный монтаж "сгруппировывает симптомы до сих пор разъединеные и составляет каую-то новую клиническую художественную картину, не расставляя никаких плюсов и минусов. Используя актуальные образы и желания, исследована художественная ситуация Новоибирска в которой страх и коньюнктурные устремления всех провинциальных арт-структур возвращают в 80-е и провоцируют создание "новой непримиримой художественной оппозиции" ведущей злобную подпольную деятельность". Как известно, новое - это хорошо забытое старое, и тема сопоставления женских гениталий с другими символами разрабатывалась предшественниками Мизина уже давно. Итак, слово ему самому.

Комментарии

  • - Любодраг - это человек из НСК. В прошлом году я вместе с К. Скотниковым написал письмо в НСК, ни ответа, ни привета. Я напряженно ждал, написал еще одно, приходит бумажка, что они готовы к сотрудничеству. У них конкретное искусство, неототалитаризм. Это тоатальное искусство во всех сферах деятельности, существует как самое настоящее государство: свои деньги, банки, представительство и посольство в Москве, часовые пояса НСК, совет по литературе, искусству, внешнеполитическим связям. Конечно, все это понты, но внешне выглядит солидно, модные люди. Но непосредственно к НСК выставка отношения не имеет. По переписке я предложил: давайте возьмем какую-то тоталитарную тему. Они говорят: давай. Я подумал, что у нас еще актуально? У нас же гениталии и тайные желания всем руководят, такая клиническая картина!

    -А какая клиническая картина?

    - Не знаю, посмотрю, какая реакция на выставку будет, такая и картина, как продукт выставки.

    -Будут ли тоталитарные гениталии другого пола?

    - Тоталитарные х..и? Если тема будет иметь успех, значит будет. Я же ко всем ходил и предлагал свою выставку, ведь это хороший провоцирующий момент. Хотя никаго скандала из этого не выдавишь. Как только начинаешь п...ы показывать все за голову хватаются. Я всех практически обошел и никто не согласился, да и Чернов с Гребенниковым тоже бы не согласились, но куда им деваться, ведь ниже их нет людей. Вчера составили иерархию художников, кто выше, кто ниже. Самым высоким оказался Сляднев, он живет выше всех, а самые последние вот пацаны (т.е. А. Чернов и С. Гребенников) - такой вот новый андеграунд, новая оппозиция. Мы, подпольные художники, начинаем гражданскую войну.

    - Каков план военных действий?

    - Ну что, этих самых высоких оплевывать исподтишка, злобно шипеть. В лицо плевать опасно - могут морду набить. Не гражданская война, конечно, а арт-война.

    - Что можно расценивать как победу в этой войне, если вообще победа может быть?

    - Победа вряд ли может быть. Главное для нас - это спровоцировать ситуацию для деятельности, потому что на самом деле никому делать ничего не охота, если появляются какие-то выпады, тайные интересы, то всем становится интересно, это провоцирует на деятельность, появляются новые выставки, а то же здесь вообще сдохнуть можно. Я же люблю тайные игры, как академик Павлов - уколол, и деятельность появляется.
  • - То есть ты как примитивный физиолог, хотя судя по выставке, скорее анатом.

    - Если деятельность же ничем не провоцируется, получается одна выставка в год, в два года. Спрашиваешь человека:"Когда искусство будешь делать?" А он в ответ: "Я тут договорился о выставке на 1998 год". А нормальный ритм - это выставка в месяц. У меня есть желание делать 10 в год, а два месяца отдыхать и пить.

    -Где ж взять столько гениталий?

    - Они же разные все будут (выставки). Главныйй принцип постороения - это парное сопоставление. Сначала был "Ассоциативныый пейзаж" или "Мозговой ландшафт", там же у меня тоже были парные картинки. Если не будет удачи, займемся чем-нибудь другим, еще более художественным. Сейчас же все модные приверженцы постмодернизма и философы говорят о какой-то третьей проблеме. Есть, например, объект художественный, например х.., п... и тоталитарные лидеры, их сопоставляешь, и важно появление чего-то третьего. То ли это сторонний взгляд, то ли реакция зрителя, то ли ожидание какого-то нового поворота в философии и искусствоведении.

    - По какому принципу отбирался набор сопоставлений? С генитальной стороной вроде все понятно, а другая сторона, тоталитарная?

    - Сначала была идея простая - взять портреты тоталитарных лидеров и слепить их с п...ми, но это был бы московский вариант, такой открытый концептуализм не очень интересный. Здесь применен более художественный ход, под тоталитаризмом понимается все, что превратилось в догму и прикрывает собой альтернативные пути развития. Например, есть дельфин Флиппер из зае...го меня в детстве телесериала, или Лазо из зае...го меня в детстве кинофильма, невинная девочка из журнальных публикаций о детях, изуродованных войной, тоже жертва тоталитаризма, потому что нет других путей освещения жизни. Следующий персонаж сравнительных сопоставлений Том Уэйтс. Мориконе как опустили - из каждого киоска звучит! Так и Том Уэйтс когда-то был альтернативным певцом, а теперь уже все поют так же, играют так же и лицо такое же. Булныгин пришел и говорит:"Это на меня похоже". Следующие тоталитарные символы - я, Ким Ир Сен.
  • -Долго ли будет действовать выставка?

    - Завтра демонтаж будет. Хватит, зачем кому-то еще видеть. Озлобленная жизнь должна быть тайной. Кстати, это вторая выставка. Первая называлась "Кунстфюрер" и состояла из чемодана и четырех портретов: кунстфюрера (это я), Маркса, Энгельса и еще кого-нибудь я так и не понял рамочку оставил пустой. Каждыый раз, когда открывался чемодан, открывалась выставка, там презентационная бутылка водки с рюмочкой лежит. Чемоданная живопись ни о чем как бы, главный это, конечно, портрет кунстфюрера. Чемодан открыл - выставка, бутылочку достал - презентация, закрыл - закрытие. Хотя это здесь не принято, а вот, скажем, в Цюрихе финисаж очень большое значение имеет. Весь монтаж и демонтаж занимает секунд 15, люди отдыхают, поглощают искусство и водку, с моим именем на устах закрывают чемодан и ложатся спать. Я сейчас планирую вторую чемоданную выставку под названием "Е...ая страна". Там тоже будут пары, как "Тоталитарные п...ы", точно так же и "Е...ная страна", только здесь будут сопоставляться фотографии е... с какой-нибудь березкой. Но это про эту страну, если про Америку, то там пустыни с кактусами, ковбойские пейзажи, салуны. Страны лучше брать такие, чтоб потом за них п... не получить, типа Кении, Буркина Фасо, Тринидад и Тобаго. А здесь можно круто обломиться, особенно после 16 июня. Тогда нужно будет хаять бывших политических лидеров. У нас новый андеграунд, будет новая оппозиция, новый железный занавес. Сейчас же процветает все новое и постновое.

    Так говорил Мизин. Что касается отсутствия связи его акции с НСК, то он явно лукавит. Творчество словенских художников всегда было грандиозной провокацией, и в этом смысле Мизин им - просто брат родной. Уместно вспомнить, что слава пришла к НСК в 1987 году, когда Югославия была еще однозначно коммунистической. Входящая в состав НСК дизайнерская студия "Новый коллективизм" выиграла общеюгославский конкурс на лучший плакат для оформления Дня Молодежи, государственного праздника. Вскоре разразился грандиозный скандал - выяснилось, что в плакате была использована непосредственная цитата из картины известного нацистского художника Рихарда Клейна "Третий Рейх". Что-то подобное, с поправкой на новосибирские реалии, произошло, когда группа дизайнеров, среди которых был, естественно, Мизин, выиграла проводившийся в 1992 году мэрией конкурс на лучшую эмблему 100-летия города. Во время гастролей в Москве входящей в состав НСК группы "Laibach" один из критиков заметил, что, как бы эти музыканты не экспериментировали с фашистскими мифологемами, исполняя грозную музыку, они мягкие и робкие интеллигенты. Не станем комментировать мягкость В. Ю. Мизина, но наш Че Гевара от визуальных искусств чересчур эрудирован для того образа огурцовского пацана, который он с завидным постоянством разыгрывает. Все нормально. И хотя бытует мнение, что вывешивая фотографии гениталий, Мизин лишь демонстрирует неизжитые подростковые комплексы, Мизин - главный, пусть и чрезмерно экстравагантный просветитель в художественном мире Энска. Если бы его не было, его бы пришлось придумывать, и сопоставлять с чем-нибудь в нашем тоталитарном пейзаже изящных искусств.

Привет, незнакомец!

Похоже, вы здесь новенький. Чтобы принять участие, нажмите одну из кнопок ниже!