Понравилось? Поделитесь! ;)

 


Со временем похищения происходили все реже, женихи предпочитали вносить выкуп за невесту. Улучшение экономического положения племен тоже сыграло свою роль. У людей стало появляться больше имущества, начиналось расслоение общества. Семьи предпочитали взаимовыгодные брачные союзы, то есть родители подыскивали детям подходящую на их взгляд пару. Через посредников или лично они договаривались о браке, обсуждая все выгодные стороны предстоящего союза.

 

 

Девушка в хозяйстве - это прежде всего рабочие руки. Поэтому в качестве компенсации потери «рабочей силы» родственникам невесты полагался выкуп.

 

 

Жена из дома родителей переходила в семью мужа, соответственно, должна была в новой семье выполнять сельскохозяйственные работы и хлопотать по дому. Дети тоже принадлежали семье мужа. Традиционно семья в старину состояла из нескольких поколений. Молодые супруги, живущие в отдельном доме и ведущие отдельное хозяйство, встречались довольно редко. Обычно этому способствовали какие-то нестандартные ситуации (переселение в чужие края, конфликт с родственниками).

 

 

 

В Греции с давних времен существует практика передачи дома по женской линии. А на островах Фера, Парос и Тинос эта традиция закреплена законодательно. Обычно земля в семье передается старшему сыну в семье, а дом - старшей дочери. Часто перед свадьбой родители специально покупали дочери дом. По традиции греческий юноша не мог жениться, пока родители не выдадут замуж всех его сестер. Особенно это относилось к старшим братьям в семье.

 

 

Сейчас выкуп невесты проходит как символический обряд. Несмотря на свои архаичные корни, обряд в разных регионах имеет свои особенности. Главное, чтобы все проходило азартно и весело.

 

 

К выкупу невесты готовятся обе стороны. Подруги и родня невесты заранее готовят «препоны» и всевозможные задания жениху. Сторона жениха запасается всевозможным «выкупом». В ход идут сласти, водка, закуски, деньги разного достоинства. В последнее время как шуточный вариант используются напечатанные на ксероксе купюры.

 

 

Желательно рассчитать время, которое уйдет на весь обряд в целом, включая дорогу. Затянувшийся выкуп невесты чреват опозданием в ЗАГС. Когда все плакаты развешаны и комнаты украшены, можно заняться подготовкой стола для торга. Стол накрывают красивой скатертью, желательно с вышивкой. Расставляют чистые тарелки, бокалы и рюмки. Из блюд лучше всего подойдут холодные закуски, сласти и фрукты, а также спиртные и безалкогольные напитки.

 

 

Невеста усаживается за стол, справа от нее свидетельница, слева - «продавец». Обычно эту роль выполняет холостой родственник невесты. Возле него ставится пустое блюдо. Именно в него будут класть выкуп. «Продавец» должен помнить, что деньги можно брать в руки, только когда торг закончен. Задача продающей стороны - взять с жениха денег побольше. А покупающие отчаянно торгуются. Впрочем, о максимальной сумме стороны обычно договариваются заранее.

 

 

 

В Далмации и Хорватии до сих пор существует обычай подмены невесты в день свадьбы. Сначала жениху предлагают переодетого мужчину, потом - пожилую женщину, потом - ребенка, переодетого в невесту, и даже наряженную куклу. Все это сопровождается шутками и весельем. Жених при этом отказывается от каждой из «невест», но, по обычаю, платит символический выкуп за каждую подмену. И только после долгих препирательств и разыгрывания шутливых сценок подружки наконец, выводят настоящую невесту. За нее жениху приходится платить значительно больший выкуп.

 

 

Торги начинаются обычно со всевозможных присказок, нахваливающих невесту. Например: «Наша невеста - из сладкого теста, статью хороша, личиком бела, ручки - золотые, плечики - литые, походка - павлинья, а речь - соловьиная, брови - на тысячу, а взгляд - на миллион! Ну-ка, мужняя родня, торгуйтесь - не ленитесь, платите - не скупитесь».

 

 

«Покупатели» обычно тоже отвечают расхваливанием жениха. Возможны и шуточные угрозы, например: «Мы в соседний дом пойдем, там невестушку найдем». Если «продавцов» не устраивает размер выкупа, можно выставить в шутку «ложную» невесту. Это могут быть и старая бабушка, и переодетый мужчина. «Ложную» невесту одевают как можно смешнее, на голове у нее белая фата. Таким образом стороне жениха намекают, что нужно увеличить сумму выкупа.

 

 

Но даже если настоящая невеста и «продана», это может быть и еще не конец торга. Подруги невесты могут заранее спрятать ее туфельки. И тогда торг приобретает новый оборот. «Продавец» выставляет новый «ультиматум»:

 

 

(Имя) почти твоя!

Но без туфелек она.

В ЗАГС невесту поведешь,

Когда туфли заберешь.

Ты за каждый каблучок,

Положи-ка пятачок!

 

 

После завершения торга «продавец» уступает место жениху. Далее обе стороны угощаются за накрытым столом. В честь молодых сват или свидетель произносит тост. На угощение обычно отводится не более 20 мин.

 

 

С давних времен осталась традиция благословлять молодых перед выходом из дома. Гости покидают комнату, остаются лишь молодая пара и родители невесты. На пол стелют покрывало, молодые становятся на колени. Кто-то один из родителей или оба держат в руках образ. Жених с невестой должны приложиться к иконе, а родители благословляют их, желают счастливой семейной жизни. В некоторых семьях существует традиция, когда перед выходом из дома мать передает невесте какую-нибудь вещь, которая является семейной реликвией. Обычно это иконка или ладанка. Эта вещь призвана быть оберегом, и передают ее по женской линии. Желательно, чтобы реликвия была с невестой во время церемонии бракосочетания. Мать передает дочери оберег наедине и завещает хранить его. Но существуют и более динамичные обряды выкупа. Жениха встречают у порога и начинают чинить всевозможные препятствия при входе в дом. Ему загадывают всевозможные загадки и задают задачки. Например, он должен отгадать отпечаток губ суженой или говорить комплименты невесте на каждой ступеньке. Невеста между тем прячется где-то в доме.

 

 

Жених должен преодолеть несколько препятствий-дверей. За подсказку подружки невесты требуют выкуп. Можно по всему дому оставить записки-подсказки, в них пишется, где жениху искать невесту. Записки пишут в шутливой форме. Также можно спрятать в доме «ложную» невесту. Переодетый человек прячется где-то в комнате, и сторона невесты старается, чтобы жених нашел именно эту «невесту». Подобный сценарий обычно вызывает много положительных эмоций как у гостей, так и у молодоженов.

 

 

 

На Апеннинском полуострове практика умыкания невест существовала вплоть до XX века. Прибегали к этому обычно пары, родители которых были против их выбора. Умыкание превращалось в инсценировку, организованную однако по традиционным нормам. Жених при помощи друзей устраивал похищение девушки из отчего дома или подстерегал ее на улице. После этого вся компания направлялась в церковь, где предупрежденный священник и венчал пару. Родителям оставалось лишь смирится со свершившимся фактом.

 

 

В некоторых южных регионах России жених старается проникнуть в окно к невесте. При этом задача его друзей и родственников - отвлекать сторону невесты. Обычно подобное действо происходит в сельской местности. В окно многоэтажного дома забраться сможет разве что альпинист. В сельском доме разыграть подобные сцены намного проще. Иногда перед окнами дома невесты происходят настоящие шуточные баталии. Подругам невесты дозволяется даже обливать водой друзей жениха, но не его самого. Иногда в ход идут и мягкие фрукты. Главное, чтобы все обходилось без членовредительства. После подобного «сражения» его участники переодеваются в заранее приготовленную одежду и все вместе едут в ЗАГС.

 

 

Вариантов обряда выкупа существует множество, но в каждом городе или деревне свои традиции. Жених с невестой обычно заранее договариваются, как все будет проходить. Главное, чтобы этот обряд прошел весело и запомнился всем участникам. В старину на Руси обряд выкупа проходил очень живописно. Наши прадеды венчались обычно вечером. С утра начиналась предсвадебная подготовка. Пока молодые наряжались, родственники готовили все необходимое для предстоящего события.

 

 

Невеста, уже готовая к венцу, садилась в святой угол под иконами на мех или вывернутую шубу. Компанию ей составляли подружки, которые развлекали ее свадебными песнями. Перед самым приездом жениха невесту умывали вином, крестная мать давала ей последние наставления.

 

 

Наши предки большое значение придавали погоде в день свадьбы:

 

 

- если день солнечный и теплый, то жить молодые будут в любви и согласии, но небогато;

 

- дождь или снег в день свадьбы - хорошая примета, быть в семье достатку и благополучию;

 

- метель или ветер с изморосью считались нехорошим предзнаменованием - богатство все выдует;

 

- пасмурная, но тихая погода - будет всего в меру, и достатка, и трудностей, жизнь будет ровная.

 

 

Жених у себя дома одевался при помощи крестных родителей, а его родственники готовили свадебный поезд. Когда все было готово, родители благословляли сына и наделяли его деньгами. Между тем у свата и свахи в этот момент были свои роли. Сваха в вывернутой наизнанку шубе ходила по двору и осыпала весь свадебный поезд овсом и хмелем. Сват не отставал от нее и в свою очередь обрызгивал лошадей и повозки брагой. Весь этот ритуал служил для отпугивания злых сил от поезда жениха.

 

 

После завершения этих действий поезд выезжал со двора. Впереди ехал жених, за ним остальные поезжане. Кроме жениха, за невестой отправлялись сваты, дружка (свидетель), родственники и друзья жениха. При желании мог примкнуть к свадебному поезду и его отец. Мать же всегда оставалась дома и готовилась к встрече новобрачных.

 

 

Поезд жениха у дома невесты уже ждали. К воротам выходили родственники невесты во главе с ее отцом. На крыльце поджидали подружки новобрачной. Иногда поезжан встречали приветственной свадебной песней.

 

 

Поезд останавливался у ворот, и первым из повозки выходил дружка. Он расчищал повозке жениха дорогу к дому. И здесь не обходилось без магических действий: дружка останавливался у двери и бил кнутовищем сначала по притолоке, потом по порогу и по косякам двери. По поверью, это защищало от возможной порчи. И только потом, осеняя себя крестом, дружка входил в избу. Далее ему следовало поклониться родным невесты и начинать переговоры о выкупе.

 

 

 

В Польше еще в начале XX века существовал обычай прощания с хлебом. Невеста, перед тем как ехать с женихом под венец, должна была прощаться с домом родителей и с каждой вещью в нем. Начинался обряд с того, что на углы стола ставили четыре буханки хлеба, обычно украшенные калиной. Невеста должна была поцеловать каждый из хлебов, попрощаться со столом, сказать благодарственные слова дому, в котором она выросла. Постепенно она переходила к другим вещам домашнего обихода, каждую вещь благодарила и просила у нее прощения, если вдруг плохо обращалась с ней.

 

 

Свою речь дружка, как правило, начинал иносказательно. В некоторых местностях разговор начинался с того, что дружка говорил: «Потеряли мы ярочку (телочку), вот теперь ездим ищем ее. А у вас ее, случаем, нет?» Брат или отец невесты отвечал на это: «Есть у нас в доме одна ярочка. Да только ваша ли она?» Постепенно разговор переходил к сути выкупа.

 

 

Иногда поезжан встречали не так гостеприимно. Ворота в дом невесты оказывались закрытыми, и приехавшие были вынуждены стучать в них дубинками, кнутами и чем придется. Однако сторона невесты не торопилась их пускать во двор. Тогда на переговоры отправлялся один дружка. Для этого ему приходилось перебираться через забор или подходить к окну дома. Дружке задавали вопрос: «На загадки согласен аль на золоту казну (на выкуп)?» Но при этом жениху приходилось и загадки отгадывать, и выкуп платить.

 

 

После того как обе стороны приходили к компромиссу, жениха и дружку впускали в дом. Они в свою очередь должны были преподнести родне невесты вино, пироги, сласти. К тому же, прежде чем пригласить сторону жениха за стол, дружка должен был выкупить места для всех. И только когда заканчивались все расчеты, к гостям в сопровождении подруг выходила невеста. Отец подводил ее к жениху со словами: «Береги, не обижай дочь нашу, а если не знает чего, добром учи».

 

 

После этого происходило небольшое застолье. Сваты и дружка произносили тосты за будущую семью и благополучие молодых. Перед самым отъездом родители в последний раз благословляли дочь. И молодые, помолившись перед образами, направлялись в церковь.

 

 

До церкви жених с невестой ехали отдельно. Невеста вместе с подружкой или сестрой ехала в повозке, жених - верхом на коне, но держался рядом с повозкой невесты. В пути строго следили, чтобы никто не прошел и не проехал между молодыми.

 

 

Впрочем, в некоторых районах новобрачные ехали церковь в одной повозке, но после венчания каждый возвращался к себе домой. И лишь вечером жених снова приезжал за невестой и приглашал всех на свадебный пир.

 

 

В центральных регионах России молодые приезжали в церковь каждый сам по себе. Невеста старалась добраться до места как можно незаметнее. Она ехала в повозке одна, в сопровождении лишь кучера - возницы. Жених, наоборот, подъезжал к церкви с шумом, звоном. Его торжественный поезд украшался бубенцами и колокольчиками. Вместе молодые сходились перед самым венчанием. Отдельно к церкви приезжали родные и подруги невесты.

 

 

Отрывок из книги Ю. Виноградовой «На свадьбе»

 

Понравилось? Поделитесь! ;)